Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф


Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
(1775-1854) - немецкий философ.

Родился в семье пастора; родители хотели, чтобы он стал священником. Окончил семинарию и Тюбингенский теологический институт. Сокурсником Шеллинга по институту был Гегель. После окончания института работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучал философию, математику, физику. В 1798 г. занял кафедру философии в Иенском университете. В последующие годы был профессором Эрлангенского. Мюнхенского, Берлинского университетов. Имел знакомства с Фихте, Ф. Шиллером, Гете, с братьями Шлегелями, с йенским кружком романтиков.

В творчестве Шеллинга можно выделить несколько периодов развития: натурфилософия (90-е годы), трансцендентальный идеализм (1800), философия тождества (первое десятилетие XIX в.), философия откровения (до конца жизни).

Свои натурфилософские взгляды Шеллинг изложил в ряде работ: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок философии природы» (1799), «Общая дедукция динамического процесса» (1800).

Этот период жизни и творчества Шеллинга приходится на время крупных открытий в естествознании, не случайно в своих натурфилософских исследованиях он опирается на эти достижения.

Понимание природы формировалось у Шеллинга под влиянием Фихте. Он рассматривал природу как некое единство противоположностей, проявляющееся в разных формах в ввде мирового закона: это и полярность полюсов магнита, и положительный и отрицательный заряды электричества, и противоположные отношения кислот и щелочей. Он также распространяет этот принцип противоположностей и на органическую жизнь. Раздвоение на противоположности порождается живой силой, бессознательным духовным началом. Все указанные противоположности образуют единство.

Бессознательное духовное начало в природе, пройдя через ряд ступеней, порождает сознание в человеке. Целостность природы как живого организма создается мировой душой.

Второй этап философского развития Шеллинга знаменуется публикацией «Системы трансцендентального идеализма» (1800), в которой Шеллинг пытается объяснить превращение субъективного в объективное. Трансцендентальная философия вовсе не исключает натурфилософию, а дополняет ее, имея своим предметом субъективное Я, первичное Я, из которого выводится объективное.

Шеллинг сам указывал, что его трансцендентальный идеализм не есть субъективный идеализм, так как субъективное Шеллинг понимал не как субъективный процесс чувствования и мышления, а как непосредственное созерцание разумом предмета, т.е. как особое орудие познания. Такое познание у Шеллинга называется «интеллектуальной интуицией».

Объективное или первичное рассматривается в натурфилософии, поэтому Шеллинг считает, что натурфилософия и трансцендентальный идеализм связаны между собой. Развитием понятия интеллектуальной интуиции явилось у Шеллинга принятие искусства как высшей формы познания.

Сознание в своем развитии проходит ряд ступеней: оно начинается с ощущения, затем через рефлексию поднимается к акту воли, и здесь начинается практическое Я. Пройдя еще через рад ступеней, сознание достигает высшей ступени развития - нравственного действия, которое имеет целью самое себя, т.е. сознание одновременно познает себя и как необходимое, и как свободное.

Через натурфилософскую систему и систему трансцендентального идеализма Шеллинг приходит к идее тождества духа и природы, которая стала основной проблемой его философии. Эту концепцию он представил в работе «Изложение моей системы философии» (1801). Шеллинг рассматривает абсолютный разум и полагает, что кроме него ничего нет. В этом абсолютном разуме субъект и объект так связаны между собой, что становятся неразличимыми. Философия постигает истинное «в себе», сущее, которое выступает тождеством субъективного и объективного. В Абсолюте все тождественно, раздвоение тождества происходит как переход от единого ко многому. Тождественное в Абсолюте обладает вечностью и совершенным, мир же вещей многообразен, множествен и развивается во времени. Абсолют познает себя как безусловное тождество. Кроме того, Абсолют в своем развитии следует целесообразности. Абсолют не является духом, природой, он есть такое нечто, которое содержит возможность всего.

Развертывая свои потенции, Абсолют приходит ко Вселенной. Происходит эманация Вселенной из Абсолюта наподобие творения ее художником.

Шеллинг задается вопросом: как происходит возникновение Вселенной из Абсолюта и говорит, что этот процесс может быть объяснен лишь иррационально, как акт воли, а не разума. Бессознательная воля - это нечто темное, иррациональное. В результате самоутверждения этой воли происходит раздвоение Абсолюта.

Воля не может, по Шеллингу, быть предметом рассмотрения философии, так как она представляет собой изначально иррациональный акт, а философия - это рациональное понимание процесса развития всего существующего. Философию, которая рассматривает иррациональную волю, Шеллинг называет «позитивной философией» в отличие от рационалистической «негативной философии». В «позитивной философии» иррационалистическая воля постигается лишь эмпирически, в особом опыте, который недоступен рациональному познанию.

Шеллинг отказывается от философии тождества и примыкает к мифологии и религии, создавая свою систему откровения, задуманную как теософия, которая не ограничивается рамками христианства. Шеллинг разделяет «положительную философию» на «философию мифологии» и «философию откровения», которые объединяют веру и знание. Если раньше Шеллинг подвергал критике Библию, то сейчас он отказывается от какой-либо критики Библии. Лекции, которые читал Шеллинг с проповедью своей «философии откровения», не пользовались популярностью и даже встретили отпор. Влияние Шеллинга вскоре упало.

Философия Шеллинта оказала значительное воздействие на философскую мысль Европы XIX-XX веков, особенно она повлияла на Гегеля, а также на русскую философию (славянофильство, Чаадаев). Иррационалистические идеи Шеллинга оказали свое воздействие на философию жизни. В основном же влияние Шеллинга сказывалось в распространении некоторых отдельных диалектических идей, которые были им высказаны.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф" в других словарях:

  • ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф — (1775 1854) нем. философ, один из основоположников нем. классического идеализма. Окончил теологический ин т в Тюбингене (1790 1792), где познакомился с Г.В.Ф.Гегелем и Ф. Гельдерлином. Жил в Йене (1798 1803), Вюрцбурге(1804 1806), Мюнхене (1806… …   Философская энциклопедия

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф — Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, ‒ 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и… …   Большая советская энциклопедия

  • Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф — Эта статья о философе Шеллинге. Другие значения: Шеллинг (значения). Фридрих Шеллинг F.W.J. Schelling Дата и место рождения: 27 января, 1775, Леонберг, Германия …   Википедия

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф — Эта статья о философе Шеллинге. Другие значения: Шеллинг (значения). Фридрих Шеллинг F.W.J. Schelling Дата и место рождения: 27 января, 1775, Леонберг, Германия …   Википедия

  • ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф — (27.1.1775, Леонберг, 20.8.1854, Рагац, Швейцария), нем. философ. По окончании Тюбингенского тео логич. ин та (1795). проф. философии в ун тах Йены (1798 1803), Мюнхена (1827 39), Берлина (1841^7). Д. ч. (1806). и през. (1827). Баварской АН.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф — (1775 1854) нем. философ. Развивал идеи натурфилософии и «философии тождества» бытия и мышления, к рые сделали его одним из крупнейших представителей классич. нем. идеализма. Впоследствии перешел к «позитивной философии», противопоставляемой… …   Атеистический словарь

  • Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон — Эта статья о философе Шеллинге; другие значения: Шеллинг (значения). Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling …   Википедия

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф фон — Эта статья о философе Шеллинге. Другие значения: Шеллинг (значения). Фридрих Шеллинг F.W.J. Schelling Дата и место рождения: 27 января, 1775, Леонберг, Германия …   Википедия

  • ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф фон — немецкий посткантианский философ (Леонберг, Вуртемберг, 1775 Рагау, 1854). Изучал философию и теологию в Тюбингене и Лейпциге. В Тюбингенском университете учился вместе с Гегелем и Гёльдерлином (1790). Позднее был профессором в Йене (1798),… …   Философский словарь

  • ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином). В 1798, в 23 года, профессор в Йене.… …   История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Философия искусства, Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф. Философия искусства - первая систематизация романтического опыта и одновременно исследование мирового искусства. Шеллинг впервые стал смотреть на искусство не как коллекционер, а как философ… Подробнее  Купить за 1315 руб
  • Философия искусства, Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг. Философия искусства — первая систематизация романтического опыта и одновременно исследование мирового искусства. Шеллинг впервые стал смотреть на искусство не как коллекционер, а как философ… Подробнее  Купить за 897 руб
  • Изложение моей системы философии, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. ИЗЛОЖЕНИЕ МОЕЙ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Ф. В. Й. Шеллинга представляет собой развернутое изложение философии тождества - высшей и наиболее продуктивной точки его теоретических исканий. Строгость… Подробнее  Купить за 673 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф» >>